Домой / Прикладная фотография / Рельефная фотография

Рельефная фотография

Используя способ рельефной фотографии, можно получить иа пло­скости выпуклое изображение, известное в искусстве под названием ба­рельефа. Барельефные слепки широко используются при украшении шкатулок, сувениров, альбомов и т. д.

Процесс изготовления барелье­фов требует от исполнителя извест­ных художественных навыков, необ­ходимых для ретуширования гото­вых слепков. Поэтому сначала луч­ше подобрать такие оригиналы, для которых требуется минимальная ре­тушь. Меньше других нуждаются в последующем исправлении штрихо­вые рисунки.

В процессе получения рельефа используется свойство желатина на­бухать в воде. Хороший рельеф, пе­редающий все полутона, дает ра­створ из следующих веществ:

Желатин……………………………………………. 20 г

Уксусная кислота……………………………… I мл

Гуммиарабик…………………………………….. 10 г

Вода………………………………………………….. 100 мл

Желатин и гуммиарабик должны быть высшего качества, без по­сторонних примесей. Для приготовления раствора необходима водяная баня, состоящая из двух сосудов. В меньший сосуд наливают 50 мл во­ды, кладут 20 г желатина и оставляют на 5—6 ч для набухания. За­тем большой сосуд наполняют наполовину водой и нагревают. Когда температура достигнет 60—70° С, в большой сосуд опускают Меньший и перемешивают содержимое, пока желатин не растворится. После этого в раствор постепенно добавляют гуммиарабик, разведенный в 50 мл воды, и уксусную кислоту. Полученную массу хорошо перемеши­вают и фильтруют.

Еще теплую смесь наливают слоем толщиной в 2—3 мм на хорошо отполированную стеклянную пластинку с бортиком из оконной замаз­ки по краям. Пластинка должна находиться в строго горизонтальном положении. Желатин обладает свойством студениться, поэтому эмуль­сию наносят на пластинку с помощью приспособления, показанного на рис. 188.

Очувствляют эмульсию при желтом освещении 3%-ным раствором двухромовокислого калия, в который после полного растворения дву­хромовокислого калия добавляют аммиак по каплям до получения со­
дующим составом:

Уксусная кислота ………..     3 мл

Формалин , , . , ……………………………………………. 3 мл

Вода дистиллированная ………………………………  300 мл

Во время проявления в тех местах, где желатиновый слой меньше подвергался воздействию света, разбухаемость его будет больше. На тех участках, где свет действовал сильнее, вследствие большей задубленности слоя рельеф будет ниже. Чем медленнее проявляется изображение, тем глубже получается рельеф. От продолжи­тельности проявления в значительной сте­пени зависит упругость и прочность релье­фа. После проявления пластинку промы­вают в течение 1 ч в ванночке со слабым раствором соды и сушат в вертикальном положении. Края пластинки обклеивают картонным бортиком. Желатиновый рель­еф смазывают тонким слоем масла. В та­ком виде рельеф может служить матрицей для получения слепков.

Процесс получения слепков очень прост. На рельефный слой наносят полу­жидкую смесь, состоящую из гипса и во­ды, и оставляют ее на матрице до затвер­девания. Затвердевший слепок снимают и сушат. Таким образом, с одной матрицы Рис. 189. Фоторельефная можно получить неограниченное количест- копия с медали    во копий.

Качество рельефа можно улучшить, ес­ли слепки делать не из гипса, а из воска, так как восковой слепок хорошо поддается ретушированию. Сущность ретуши заключается в уменьшении или увеличении высоты рельефа на отдельных участках. С ретушированного слепка отливают новую гип­совую форму, которая в дальнейшем может служить матрицей для по­лучения отпечатков.

С гипсовой формы можно получить металлические копии гальвано- пластическим способом (рис. 189) (см. также главу 4 «Работы по гальванотехнике»).