Домой / Прикладная фотография / Фотография на дереве

Фотография на дереве

Для того чтобы получить фотоотпечаток на дереве, надо прежде всего приготовить ровную, без шероховатостей деревянную дощечку. Перед нанесением светочувствительного слоя дощечку покрывают под­слоем, чтобы заполнить мелкие неровности поверхности. Подслой сос­тоит из следующих веществ:

Мыло………………….. 3,5 г

Набухший в воде желатин помещают в горячую ванну и переме­шивают до полного растворения, затем добавляют белое мыло и так­же дают ему раствориться. В полученную массу добавляют немного (около 7 г) сухих цинковых белил. Затем ее процеживают через три- четыре слоя марли и в теплом состоянии втирают в дерево. Масса дол­жна ложиться на дерево ровным тонким слоем. По высыхании подслоя на поверхность дощечки широкой мягкой кистью наносят слой такого состава:

Хлористый аммоний…………………….. , , , .               25 г

Лимонная кислота………………………………………. 0,2 г

Вода……………………………………………………………. 25 мл

Когда эмульсия высохнет, пластинку очувствляют следующим ра­створом:

Азотнокислое серебро ,,,,,,,,,        10 г

Вода                                     ……………………………… 100 мл

Все операции (до экспонирования) выполняют в темноте или при слабом желтом свете.

В стеклянную или эмалированную посуду наливают светочувстви­тельный раствор и опускают в него заготовку лицевой поверхностью вниз на 1—2 мин. Сушат заготовку в горизонтальном положении.

Фотонегатив, прижатый эмульсией к светочувствительному слою, экспонируют на солнечном или рассеянном свету. Выдержку опреде­ляют визуально, так как изображение становится видимым во время экспозиции.

После экспонирования отпечаток погружают на несколько секунд в слабый (3—5%-ный) раствор поваренной соли. Затем тщательно про­мывают и закрепляют в растворе гипосульфита (250 г на 1 л воды). После чего следует 15-минутная промывка в проточной воде и сушка.

Фотоотпечаток на дереве можно раскрасить художественными мас­ляными красками. Чтобы краска лучше пристала к поверхности, фо­тоотпечаток предварительно протирают скипидаром.

Раскрасить фотоотпечаток можно либо в несколько цветов либо в один. При однотонной раскраске краску смешивают со скипидаром так, чтобы получилась не очень жидкая масса. На кусок ваты набирают немного краски и легкими круговыми движениями наносят ее тонким слоем на всю поверхность фотоотпечатка, не обращая внимания на от­дельные детали изображения. Закончив эту операцию, куском ваты так распределяют нанесенную краску, чтобы она равномерным слоем покрыла всю поверхность изображения.

Пока краска не высохла, приступают к удалению ее со светлых участков фотоотпечатка. Делают это с помощью растушевки—тонкой заостренной палочки, на конец которой плотно намотан кусок ваты. Чтобы удалить краску с бликов и световых пятен, растушевку слегка смачивают скипидаром. С полутоновых участков краску снимают ча­стично, а в теневых — оставляют нетронутой.

Благодаря контрасту между нетронутым слоем краски на теневых участках, полутонам и световым бликам рисунок приобретает сочность и глубину. Лучше всего для однотонной раскраски применять следу­ющие масляные краски: краплак красный — для красного цвета, крап­лак фиолетовый — для фиолетового, парижскую синюю — для синего и черную сажу — для черного.

Техника раскраски в несколько цветов примерно одинакова с тех­никой однотонной раскраски. Как правило, раскраску начинают с са­мых больших участков и ведут к центру.

Ошибки при раскрашивании масляными красками легко исправить. Если раскраска не удовлетворяет, краску удаляют скипидаром.

После высыхания масляной краски готовое изображение покрывают бесцветным лаком.